ACEA European Oil Sequence for Service-Fill Oils Эта таблица определяет минимальный уровень качества моторных масел для сертификации ACEA до допуска ACEA E5. Здесь наглядно показаны методы испытанийопределенных свойствмасел, которые делятся на моторные испытания и лабораторные тесты. |
|||||||
TEТЯЖЕЛО НАГРУЖЕННЫЕ ДИЗЕЛИ |
|||||||
Свойства |
Метод испытаний |
Показатели оцениваемых свойств |
Ед. изме-рения |
Норма |
|||
ACEA: |
ACEA: |
ACEA: |
ACEA: |
||||
1. ЛАБОРАТОРНЫЕ ТЕСТЫ |
|||||||
1.1 Вязкость |
|
SAE J300 |
|
Без ограничений классов вязкости, за исключением вязкости после механи-ческой деструкции и вязкости HT/HS. Производитель может указать требуе-мую вязкость в зависимости от тем-пературы окружающей среды. |
|||
1.2 Стойкость к механической деструкции |
CEC-L-14-A-93 |
Вязкость, измеренная при 1000С после 30 циклов испытания |
мм2/с |
x W-30 >/= 9.0 |
В пределах класса |
||
x W-40 >/= 12.0 |
|||||||
x W-50 >/= 15.0 |
|||||||
|
Требования к сезонным маслам отсутствуют |
||||||
1.3 Вязкость при высокой температуре и высокой скорости сдвига |
CEC-L-36-A-97 |
Вязкость при 150°C и скорости сдвига 106с-1 |
мПа.с |
>/= 3.5 |
|||
1.4 Испаряемость |
CEC-L-40-A-93 |
Maкс. Потеря веса после 1 ч при 250°C |
% |
</= 13 |
|||
1.5 Сульфатная зольность |
ASTM D874 |
|
% мас |
</= 2.0 |
|||
1.6 Совместимость масел с эластомерами |
CEC-L-39-T-96 |
Макс. Изменение характеристик эластомера после погружения в свежее масло на 7 сут. |
|
Тип эластомера |
|||
RE1 |
RE2 |
RE3 |
RE4 |
||||
Твёрдость DIDC |
у.е. |
-1/+5 |
-5/+5 |
-25/+1 |
-5/+5 |
||
Предел прочности при разрыве |
% |
-50/+10 |
-15/+10 |
-45/+10 |
-20/+10 |
||
Удлинение при разрыве |
% |
-60/+10 |
-35/+10 |
-20/+10 |
-50/+10 |
||
Изменение объёма |
% |
-1/+5 |
-5/+5 |
-1/+30 |
-5/+5 |
||
1.7 Склонность к пенообразова-нию |
ASTM D892 |
Вспениваемость – стабильность пены |
мл |
Sequence I (24°C) 10 - ноль |
1.8 Склонность к пенообразова-нию при повышенной температуре |
ASTM D6082 |
Вспениваемость – стабильность пены |
мл |
Sequence IV (150°C) 100 - ноль |
|||
1.9 Окисление |
CEC-L-85-T-99 |
Индукционный период окисления |
Мин |
|
|
|
>/= 35 |
1.10 Коррозия |
ASTM D 5968 |
Содержание свинца в отработанном масле. |
ppm |
|
|
|
</= 100 |
2. МОТОРНЫЕ ИСПЫТАНИЯ |
|||||||
2.1 Полировка цилиндра и чистота поршня |
CEC-L-42-T-99 |
Полировка цилиндра |
% |
</= 3.5 |
</= 1.0 |
|
|
Чистота поршня |
баллы |
>/= 40.0 |
>/= 45.0 |
|
|
||
Средний износ цилиндров |
мкм |
</= 3.5 |
</= 3.0 |
|
|
||
Отложения в двигателе |
баллы |
>/= 9.4 |
>/= 9.5 |
|
|
||
Угар масла |
кг/опыт |
</= 16.0 |
</= 12.0 |
|
|
||
2.2 Износ |
CEC-L-51-A-97 |
Износ кулачков |
µm |
</= 50.0 |
</= 50.0 |
</= 50.0 |
</= 50.0 |
Рост вязкости масла при 40°C |
% |
|
|
</= 90 |
</= 90 |
||
Полировка цилиндра |
% |
|
|
</= 7.0 |
</= 7.0 |
||
Износ цилиндра |
мкм |
|
|
</= 20.0 |
</= 20.0 |
||
Угар масла |
кг/опыт |
|
|
</= 10 |
</= 10 |
||
2.3 Сажа в масле |
ASTM D5967 |
Время испытаний |
ч |
|
|
300 |
300 |
Относительная вязкость после испытания: |
|
|
|
4.8% сажи |
4.8% сажи |
||
1-го |
|
|
|
2.1 |
2.1 |
||
2-го |
|
|
|
2.2 |
2.2 |
||
3-го |
|
|
|
2.3 |
2.3 |
||
ASTM D4485 |
Время испытаний |
ч |
|
250 |
|
|
|
Относительная вязкость после испытания: |
|
|
3.8% сажи |
3.8% сажи |
3.8% сажи |
||
1-го |
сСт |
|
</= 11.5 |
</= 11.5 |
</= 11.5 |
||
2-го |
сСт |
|
</= 12.5 |
</= 12.5 |
</= 12.5 |
||
3-го |
сСт |
|
</= 13.0 |
</= 13.0 |
</= 13.0 |
||
Загрязнение фильтра, перепад давления |
кПа |
|
</= 138 |
</= 138 |
</= 138 |
||
Угар масла |
г/кВт.ч |
|
</= 0.304 |
</= 0.304 |
</= 0.304 |
2.4 Полировка цилиндра, чистота поршня |
CEC-L-52-T-97 |
Полировка цилиндра |
% |
|
|
</= 2.0 |
</= 2.0 |
Чистота поршня |
баллы |
|
|
>/= 40.0 |
>/= 25.0 |
||
Увеличение вязкости после 400 ч |
% |
|
|
</= 4 |
</= 4 |
||
Угар масла |
кг/тест |
|
|
</= 40 |
</= 40 |
||
2.5 Soot induced wear |
Cummins M11 |
Средняя потеря веса (приведённая к 4.5% сажи) |
|||||
1 опыт |
мг |
|
|
|
</= 6.5 |
||
2 опыт |
мг |
|
|
|
</= 7.5 |
||
3 опыт |
мг |
|
|
|
</= 8.0 |
||
Закупорка фильтра, прирост давления |
|||||||
1 опыт |
кПа |
|
|
|
</= 79 |
||
2 опыт |
кПа |
|
|
|
</= 93 |
||
3 опыт |
кПа |
|
|
|
</= 100 |
||
Шламообразование |
|||||||
1 опыт |
баллы |
|
|
|
>/= 8.7 |
||
2 опыт |
баллы |
|
|
|
>/= 8.6 |
||
3 опыт |
баллы |
|
|
|
>/= 8.5 |
||
2.6 Износ (цилиндр-кольцо-подшипники) |
Mack T-9 |
Средний линейный износ (приведеный к 1.75% сажи) |
|||||
1 опыт |
мкм |
|
|
|
</= 25.4 |
||
2 опыт |
мкм |
|
|
|
</= 26.6 |
||
3 опыт |
мкм |
|
|
|
</= 27.1 |
||
Средний износ верхнего кольца |
|||||||
1 опыт |
мг |
|
|
|
</= 120 |
||
2 опыт |
мг |
|
|
|
</= 136 |
||
3 опыт |
мг |
|
|
|
</= 144 |
||
Изменение содержания свинца |
|||||||
1 опыт |
мкм |
|
|
|
</= 25 |
||
2 опыт |
мкм |
|
|
|
</= 32 |
||
3 опыт |
мкм |
|
|
|
</= 36 |