Классификация моторных масел согласно ГОСТ 17479.1–85 подразделяет их на классы по вязкости и группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств. Ниже приведено описание отечественной классификации моторных масел с учетом Изменения №3 к ГОСТ 17479.1–85, которым увеличено число классов вязкости и изменены их границы, введены новые группы по назначению и уровням эксплуатационных свойств, а также некоторые наименования. Например, по всему тексту стандарта масла для карбюраторных двигателей называются более точным термином — маслами для бензиновых двигателей. ГОСТ 17479.1–85 предусмотрено обозначение моторных масел, сообщающее потребителю основную информацию об их свойствах и области применения. Стандартная марка включает следующие знаки: букву М (моторное), цифру или дробь, указывающую класс или классы вязкости (последнее для всесезонных масел), одну или две из первых шести букв алфавита, обозначающих уровень эксплуатационных свойств и область применения данного масла. Универсальные масла обозначают буквой без индекса или двумя разными буквами с разными индексами. Индекс 1 присваивают маслам для бензиновых двигателей, индекс 2 — дизельным маслам.
|
Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85) |
|||
---|---|---|---|---|
Класс вязкости |
Кинематическая вязкость, мм2/с, при температуре |
|
||
100°С |
-18°С, не более |
|
||
3З |
l3,8 |
1250 |
|
|
4З |
l4,1 |
2600 |
|
|
5З |
l5,6 |
600 |
|
|
6З |
l5,6 |
10400 |
|
|
6 |
С 5,6 до 7,0 вкл. |
- |
|
|
8 |
7,0 до 9,3 |
- |
|
|
10 |
9,3 до11,5 |
- |
|
|
12 |
11,5 до 12,5 |
- |
|
|
14 |
12,5 до 14,5 |
- |
|
|
16 |
14,5 до 16,3 |
- |
|
|
20 |
16,3 до 21,9 |
- |
|
|
24 |
21,9 до 26,1 |
- |
|
|
3З/8 |
7,0 до 9,3 |
1250 |
|
|
4З/6 |
5,6 до 7,0 |
2600 |
|
|
4З/8 |
7,0 до 9,3 |
2600 |
|
|
4З/10 |
9,3 до 11,5 |
2600 |
|
|
5З/10 |
9,3 до 11,5 |
6000 |
|
|
5З/12 |
11,5 до 12,5 |
6000 |
|
|
5З/14 |
12,5 до 14,5 |
6000 |
|
|
6З/10 |
9,3 до 11,5 |
10400 |
|
|
6З/14 |
12,5 до 14,5 |
10400 |
|
|
6З/16 |
14,5 до 16,3 |
10400 |
|
|
Классы вязкости моторных масел, установленные ГОСТ 17479.1–85, представлены в таблице Классы вязкости моторных масел (ГОСТ 17479.1-85), а группы по назначению и эксплуатационным свойствам — в таблице Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85). Примеры маркировки с пояснением значения ее составных частей облегчат пользование данными таблиц. Так, марка М-6З/10В указывает, что это моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей и бензиновых двигателей (группа В); М-4З/8-В2Г1 — моторное масло всесезонное, универсальное для среднефорсированных дизелей (группа В2) и высокофорсированных бензиновых двигателей (группа Г1); М-14Г2(цс) — моторное масло класса вязкости 14, предназначенное для высокофорсированных дизелей без наддува или с умеренным наддувом. В данном случае после основного обозначения в скобках указана дополнительная характеристика области применения (“цс” означает циркуляционное судовое); аналогично М-14Д (цл20) — моторное масло для высокофорсированных дизелей с наддувом, работающих в тяжелых эксплуатационных условиях, (цл20) — применимое в циркуляционных и лубрикаторных смазочных системах и имеющее щелочное число 20 мг КОН/г.
|
Группы моторных масел по назначению и эксплуатационным свойствам (ГОСТ 17479.1-85) |
|||
Группа |
Рекомендуемая область применения |
|
||
А |
|
Нефорсированные бензиновые двигатели и дизели |
|
|
Б |
Б1 |
Малофорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют образованию высокотемпературных отложений и коррозии подшипников |
|
|
Б2 |
Малофорсированные дизели |
|
||
В |
В1 |
Среднефорсированные бензиновые двигатели, работающие в условиях, которые способствуют окислению масла и образованию отложений всех видов |
|
|
В2 |
Среднефорсированные дизели, предъявляющие повышенные требования к антикоррозионным, противоизносным свойствам масел и способности предотвращать образование высокотемпературных отложений |
|
||
Г |
Г1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях, способствующих окислению масла, образованию отложений всех видов и коррозии |
|
|
Г2 |
Высокофорсированные дизели без наддува или с умеренным наддувом, работающие в эксплуатационных условиях, способствующих образованию высокотемпературных отложений |
|
||
Д |
Д1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели, работающие в эксплуатационных условиях, более тяжелых, чем для масел группы Г1 |
|
|
Д2 |
Высокофорсированные дизели с наддувом, работающие в тяжелых эксплуатационных условиях или когда применяемое топливо требует использования масел с высокой нейтрализующей способностью, антикоррозионными и противоизносными свойствами, малой склонностью к образованию всех видов отложений |
|
||
Е |
Е1 |
Высокофорсированные бензиновые двигатели и дизели, работающие в эксплуатационных условиях более тяжелых, чем для масел групп Д1 и Д2. |
|
|
Е2 |
Отличаются повышенной диспергирующей способностью, лучшими противоизносными свойствами |
|
||
В прежней нормативной документации дополнительные характеристики условий применения и особенностей свойств масел вводились в стандартные обозначения без скобок (М-8Г2к, М-10ДМ, М-16ДР и т.п.), иное назначение масла обозначала группа Е (раньше так обозначали цилиндровые масла для лубрикаторных смазочных систем крейцкопфных дизелей), употреблялись и нестандартные марки (МТ-16п, М-16ИХП-3). Поскольку старые марки содержатся в многочисленных инструкциях по эксплуатации техники, нормативной документации на масла, картах смазки и другой документации, не представляется возможным единовременно исключить все ранее принятые обозначения. В таблице приведены данные о соответствии обозначений марок моторных масел по ГОСТ 17479.1–85 и принятых ранее в нормативных документах. Нередко возникает необходимость решения вопросов взаимозаменяемости отечественных и зарубежных моторных масел, например, когда необходимо выбрать отечественное масло для импортной техники или зарубежное масло для экспортируемой отечественной техники. Общепринятой в международном масштабе стала классификация моторных масел по вязкости Американского общества автомобильных инженеров — SAE J300. Уровень эксплуатационных свойств и область применения зарубежные производители моторных масел в большинстве случаев указывают по классификации АРI (Американский институт нефти). ГОСТ 17479.1–85 в справочных приложениях дает примерное соответствие классов вязкости и групп по назначению и эксплуатационным свойствам, изложенным в ГОСТе, классам вязкости по SAE и классам АРI по условиям и областям применения моторных масел. Следует подчеркнуть, что речь идет не об идентичности, а только об ориентировочном соответствии. Данные табл. 2.4 дают возможность, зная стандартную марку отечественного масла, выбрать его зарубежный аналог или, зная характеристики импортного масла по классификациям SAE J300 и АРI, найти его ближайший отечественный аналог. Классы вязкости SAE в большинстве случаев имеют более широкие диапазоны кинематической вязкости при 100°С, чем классы вязкости по ГОСТ 17479.1–85. По этой причине одному классу SAE могут соответствовать два смежных класса по ГОСТ 17479.1–85. В таком случае предпочтительно указать аналог, имеющий самое близкое фактическое значение вязкости по проспектным данным или нормативной документации на данный продукт.
Приблизительное соответствие классов вязкости моторных масел по ГОСТ и SAE
Класс вязкости по ГОСТ |
Вязкость кинематическая при 1000С, сСт |
Класс вязкости по SAE |
Вязкость кинематическая при 1000С, сСт |
Сезонные масла |
|||
- |
- |
0W |
³3.8 |
3з |
³3,8 |
5W |
³3.8 |
4з |
³4,1 |
10W |
³4.1 |
5з |
³5,6 |
15W |
³5.6 |
6з |
³5,6 |
20W |
³5.6 |
- |
- |
25W |
³9.3 |
6 |
5,6-7,0 |
20 |
5.6-9.3 |
8 |
7,0-9,3 |
20 |
5.6-9.3 |
10 |
9,3-11,5 |
30 |
9.3-12.5 |
12 |
11,5-12,5 |
30 |
9.3-12.5 |
14 |
12,5-14,5 |
40 |
12.5-16.3 |
16 |
14,5-16,3 |
40 |
12.5-16.3 |
20 |
16,3-21,9 |
50 |
16.3-21.9 |
24 |
21,9-26,1 |
60 |
22.0-26.1 |
Всесезонные масла |
|||
3з/8 |
7,0-9,3 |
5W-20 |
5,6-9,3 |
4з/6 |
5,6-7,0 |
10W-20 |
5,6-9,3 |
4з/8 |
7,0-9,3 |
10W-20 |
5,6-9,3 |
4з/10 |
9,3-11,5 |
10W-30 |
9,3-12,5 |
5з/10 |
9,3-11,5 |
15W-30 |
16,3-21,9 |
5з/12 |
11,5-12,5 |
15W-30 |
9,3-12,5 |
5з/14 |
12,5-14,5 |
15W-40 |
12,5-16,3 |
6з/10 |
9,5-11,5 |
20W-30 |
9,3-12,5 |
6з/12 |
12,5-14,5 |
20W-40 |
12,5-16,3 |
6з/14 |
14,5-16,3 |
20W-40 |
12,5-16,3 |