В конце июня 2013 года был введен утилизационный (экологический) сбор на смазочные материалы, ввозимые на территорию Украины. Под эгидой защиты окружающей среды отныне на 1л масла возлагается сбор в размере 80 коп. На деле эта цифра возрастает до 1грн/л. Налогом также облагаются ввозимые базовые масла, из которых на Украине производятся масла под разными малоизвестными брендами.
Технологий, позволяющих утилизировать и перерабатывать отработанные масла на Украине нет. Однако спрос на них есть. В среднем стоимость 1т. «отработки» составляет 4000 грн. Это сырье используется, в основном, в качестве топлива для обогрева помещений. Несмотря на серьезную экологическую обстановку на Украине, масла в 21 веке продолжают сжигать…
С каждого литра ввозимого на территорию страны, импортер должен заплатить подрядчику, который обязан собирать, утилизировать и перерабатывать масла. Разумеется, не имея технологий и производственных мощностей, никто на деле утилизацию и регенерацию не производит. Это очень затратное дело, срок окупаемости может составлять до 8 лет и без поддержки государства тут не обойтись. Например, в Германии, Франции на правительственном и законном уровне урегулирован вопрос по утилизации и переработке масел. Там уровень переработки составляет до 90%. Регенерируемые масла поступают обратно на производство смазочных материалов, где по закону входят в состав базовых масел. Остальная часть сжигается. На Украине нет технологий, однако есть сбор. Для справки: на территорию нашей страны каждый год завозится около 300 млн кг СМ. Получаем, приблизительно, 300 млн грн чистого дохода от экологического сбора.
Журналисты телеканала ICTV намеревались разузнать у «подрядчиков» более подробно об этом вопросе, но общаться и отвечать на вопросы, касающиеся утилизационного сбора, те наотрез отказываются. Этот факт говорит только о теневой схеме этой сферы.
Есть еще один интересный момент: экологическим сбором обложены все СМ – моторные, трансмиссионные промышленные масла и консистентные смазки. Например, есть 2-х тактное моторное масло, которое по рабочему процессу сгорает в двигателе вместе с бензином. Что тут утилизировать??? Тем не менее, сбор на этот вид масел есть, и импортер исправно платит за них, за масла которые сгорают в двигателях украинских скутерах, бензопил, мопедах, мотоблоков и т.д. Далее, смазки…При работе в подшипниках, например, высоконагруженных карьерных машинах, дорожной или строительной техники, смазки работают в тяжелых условиях. Остатка от них практически нет…Что остается утилизировать в этом случае, название? Далее, моторное масло. В любом типе двигателя масло сгорает в незначительном количестве, при норме 1л/10000км. Если посчитать, сколько у нас подвижного состава и сколько масла в них выгорает, то получим весьма внушительную сумму сбора на масло, которого уже сгорело в двигателях украинских двигателей внутреннего сгорания.
С уважением,
ИМ Dynamic.net.ua